Новая форма маркировки продуктов питания

Новая форма маркировки продуктов питанияНа полках современного супермаркета представлено несколько десятков тысяч наименований продуктов питания и напитков. Для каждого из этих товаров этикетка важна, как паспорт для человека, ведь именно представленные на ней данные помогают понять, стоит ли приобретать то или иное лакомство. Если говорить по-научному, то маркировка — это комплекс сведений о товаре, включающий не только текст, но и разнообразные графические символы. Подобное сообщение, в большинстве случаев, можно прочесть и достаточно полно понять, попутно понадеявшись на то, что оно объективное, четкое и правдивое. Более того, многие из нас уже привыкли внимательно изучать информацию на упаковке продукта. Однако случается, что разобраться с этикеткой практически невозможно: мелкий шрифт, темный фон, неполная или сомнительная информация — все это мешает потребителю сделать осознанный выбор. В целях борьбы с описанными нарушениями, Евросоюз вводит новую форму обязательной маркировки продуктов питания.

Согласно новым требованиям, вступающим в силу в следующем году, необходимо указывать на этикетке не только традиционную энергетическую ценность, количество жиров, белков и углеводов, но и содержание в продукте насыщенных жиров, транс-жиров, сахара и соли. Регламент о маркировке продуктов питания призван, в первую очередь, помочь человеку осознанно выбирать среди них те, которые полезны для здоровья. Не секрет, что транс-жиры, сахар и соль в чрезмерном количестве повышают риск возникновения сердечно сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт), диабета, некоторых видов рака, ожирения. Как полагают специалисты, новая форма маркировки не только повысит уровень информированности населения, но и заставит производителей улучшать качество их товара.

Для справки: что такое транс-жиры?

Это разновидность ненасыщенных жиров, имеющих особую конфигурацию транс-изомеров жирных кислот. Чаще всего их производят из растительных масел методом специальной обработки — гидрогенизации: через нагретое до высоких температур жидкое масло пропускают водород, в результате чего получается твердая, устойчивая к окислению жировая масса. Она весьма дешевая, из-за чего на ее основе принято делать маргарины, кондитерские и кулинарные жиры, применяемые для улучшения вкуса и продления срока хранения продуктов питания. Иными словами, транс-жиры присутствуют практически во всех пищевых продуктах промышленного производства от тортов до чипсов, а также образуются в процессе жарки во фритюре. Между тем, в ходе многочисленных исследований, проведенных в разных странах мира, было показано, что при высоком потреблении этих веществ не только повышается уровень «плохого» холестерина в крови, но и значительно снижается концентрация «хорошего». Работы последних лет подтвердили положительную корреляцию потребления транс-изомеров жирных кислот с концентрацией липопротеинов низкой плотности (переносчиков холестерина), риском ишемической болезни коронарных сосудов сердца, возникновением атеросклероза и инсультов. Именно поэтому необходим тщательный контроль потребления транс-жиров. По нормам ВОЗ, они должны составлять не более 1% суточной нормы общего энергопотребления. Специалисты рекомендуют в этих целях реже использовать для приготовления пищи маргарин, майонез и готовые соусы, а также отдавать предпочтение таким способам готовки как варка, тушение, запекание в духовом шкафу или на гриле (от обжаривания, особенно во фритюре, следует отказаться). Согласно английской статистике, простая мера в виде уменьшения употребления транс-жиров до 1% в общей энергозатрате организма предупреждает в этой стране 11 000 случаев инфаркта миокарда и 7000 смертельных исходов от заболеваний сердечно-сосудистой системы ежегодно.

Итак, на этикетках продуктов питания теперь в обязательном порядке должна появляться информация об энергетической ценности и количестве жиров, насыщенных жиров (сливочное масло и молочные жиры, животные жиры, сало, пальмовое масло, масло какао), углеводов, сахара и белков. Она может быть дополнена данными по содержанию в продукте моно- и полиненасыщенных жиров, крахмала, пищевых волокон, витаминов и минералов. Комплексный анализ указанных параметров поможет покупателю определить, вреден продукт или полезен. Изменения коснулись и внешнего оформления этикеток: на них должны появиться красочные значки питательности и цветовое выделение ингредиентов, вызывающих аллергию. Маркировать придется продукцию, содержащую глютен, ракообразных, моллюсков, яйца, рыбу, арахис, сою, молоко, орехи (грецкий, фундук, миндаль, кешью, пекан, бразильский, макадамия), сельдерей, горчицу, кунжут, диоксид и сульфит серы (в концентрации более 10 мг/кг или 10 мг/литр), люпин. Любой из перечисленных потенциальных аллергенов должен быть выделен специальным цветом шрифта и фона. Не секрет, что многие продукты питания проходят сложный технологический процесс приготовления, который иногда ведется с добавлением или при помощи веществ, способных вызывать аллергию — об этом производитель также обязан будет сообщать на этикетке.

Общие правила оформления упаковки.

Информация должна быть нанесена в доступном месте разборчивым шрифтом. Высота его для упаковок площадью менее 80 см2 — 0,9 мм и более. Для всех остальных упаковок и контейнеров высота шрифта должна составлять не менее 1,2 мм. Допустимо использование на этикетке узнаваемых символов, а также слов и знаков, которые облегчают понимание информации.

Обязательная информация, которая должна быть на этикетке:

  1. Наименование товара.
  2. Список ингредиентов, их содержание в продукте.
  3. Сведения об ингредиентах, вызывающих аллергию.
  4. Масса нетто продукта.
  5. Срок годности, выраженный в дате, до которой возможно использование.
  6. Специальные условия хранения и использования.
  7. Информация о производителе (юридическое наименование, адрес).
  8. Страна, в которой изготовлен и выращен продукт.
  9. Питательность.
  10. Для алкогольных напитков более 1,2% — действительная крепость по объему.

Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Стефанович Медведев прокомментировал нововведения следующим образом:
«Это большой и значительный шаг. То, что маркировка станет обязательной, даже на таком цивилизованном рынке, как Евросоюз — очень важно. Это поможет потребителям лучше ориентироваться и приобретать более здоровые продукты питания, что само по себе является профилактикой многих заболеваний. В России маркировка продуктов питания пока минимальна, но мы уже выступили с общественной инициативой по ее расширению. Для нашего рынка продовольствия, где еще не решен вопрос транс-жиров, это большая проблема, и многие производители не хотят подобных нововведений. Однако мы считаем, что для изменения негативной статистики по заболеваниям и продолжительности жизни, расширение маркировки — это необходимый шаг».

Новая «информативная этикетка» на всех продуктах питания в Евросоюзе появится к 13 декабря 2014 года.