Фармацевтический рынок 2013 г.

Фармацевтический рынок 2013 г.За последние 2 года российский фармацевтический рынок заметно сбавил обороты, и по прогнозу аналитиков к концу 2013 г. его темпы роста останутся на уровне 10-13%. Как дальше будет развиваться ситуация на рынке зависит от многих факторов, и, прежде всего, от экономической ситуации в стране и мире. О росте цен, усилении конкуренции и других событиях на российском фармрынке в 1-ом полугодии 2013 г., а также прогнозах на ближайшую перспективу шла речь на круглом столе, организованном Российской ассоциацией фармацевтического маркетинга (РАФМ).

По данным компании DSM Group, за 1 полугодие 2013 г. объем российского фармрынка вырос на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 504 млрд рублей.

Основным локомотивом развития рынка по-прежнему остается коммерческий розничный сегмент. Наибольший прирост отмечался в первые месяцы года (+14-18%), в мае рынок просел до 8,5%. Снижение продаж обусловлено снижением спроса на сезонные противопростудные препараты. Однако непривычно холодное лето также внесло свои коррективы в потребление медикаментов, и рынок вернулся к ожидаемым показателям (в среднем прирост составил 14%).

Основные тенденции 1-го полугодия 2013 г.: значительное снижение рынка в упаковках и низкая инфляция, что, по словам Юлии Нечаевой, директора по исследованиям компании DSM Group обусловлено рядом факторов: «Прежде всего, это связано с введением ценового регулирования на ЖНВЛП, данный сегмент составляет треть российского рынка лекарств. Но, с другой стороны, аптеки все чаще закупают лекарства на торгах, и дистрибьюторам волей-неволей приходится участвовать в этой системе для того, чтобы продать лекарства и завести их в аптеку. То есть, аптеки устраивают свою тендерную систему, которая, в свою очередь, влияет на то, что инфляция искусственно уменьшается».

Так, объем продаж в упаковках, за 8 месяцев снизился на 1,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Среди других трендов — рост цен на лекарства и увеличение спроса на более эффективные, а, значит, более дорогие препараты.

«Наибольший вклад в рост рынка — изменение структуры в пользу дорогих препаратов, — отметила Юлия Нечаева — При этом доля «дешевого» сегмента продолжала снижаться. Так, по итогам 8 месяцев 2013 г. доля лекарств с ценой ниже 50 руб. в денежном выражении составила 8%. В упаковках снижение составило 2%, а общая доля в структуре продаж на коммерческом рынке снизилась с 61% в 2011 г. до 55% в 2013 г.».

Дешевые препараты падают в упаковках, но растут в рублях. Продажи ТОП-5 брендов (это такие популярные еще с советских времен препараты как активированный уголь, цитрамон, стрептоцид, ацетилсалициловая кислота и глюконат кальция) за анализируемый период снизились на 50 млн упаковок. При этом за счет роста цен, в денежном выражении прирост составил 454 млн руб. По некоторым из этих позиций цена выросла в 8-10 раз.

Также одна новых «старых» тенденций на фармрынке — низкая инфляция. По итогам 8 месяцев инфляция на лекарства составила 2,9%. В предыдущие 5 лет этот показатель колебался в пределах 8-10%.

Российский фармацевтический рынок по-прежнему остается преимущественно импортным. По итогам 1-го полугодия 2013 г. 58% препаратов, реализованных на рынке, являются отечественными (в натуральных единицах измерения), однако в виду своей невысокой цены относительно импортных лекарств, в стоимостном выражении они занимают лишь 24%.

Доля ЖНВЛП в общем объеме рынка составляет 31% в стоимостном, и 32% — в натуральном выражении. Коммерческий сегмент рынка по итогам анализируемого периода представлен на 51% рецептурными препаратами и на 49% безрецептурными. В натуральном выражении, что весьма предсказуемо, лидируют безрецептурные препараты (на их долю приходится 70% коммерческого сегмента рынка).

Анализируя ситуацию в этом сегменте рынка, эксперт отметила, что в 1 полугодии 2013 г. отечественные препараты росли в цене быстрее, чем импортные, однако в упаковках их доля на рынке снижается. «Рынок не растет в упаковках, так как меньше покупают отечественных препаратов, — подчеркнула Юлия Нечаева. — Соответственно, только инфляция и рост цен влияют на то, что общий объем продаж отечественных препаратов в рублевом выражении растет быстрее, чем на импортные лекарственные средства. Это также подтверждается и тем, что инфляция на отечественные медикаменты выше, чем на импортные — 3,7% против 2,6%