Ключевые проблемы фармацевтического рынка России

В рамках круглого стола Российской ассоциации аптечных сетей «Сценарий дорожной карты аптечной деятельности», который прошел в конце декабря, специалисты обсудили тенденции развития отрасли и рассказали о том, каких изменений требует российская фармацевтическая отрасль, которая сегодня находится в сложном положении. В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации Нелли Игнатьева призывает коллег задуматься о необходимости создания дорожной карты, регулирующей сферу.

Обзор текущего состояния фармацевтического розничного рынка представил главный редактор газеты «Фармацевтический вестник» Николай Беспалов. Он отметил, что за последние месяцы произошли значительные изменения. Ситуация на рынке и возможность его роста определяется тремя основными факторами, такими как вывод на рынок новых торговых марок, выявление потребительских предпочтений, индекс цен Фишера (инфляция). Н. Беспалов также отметил сокращение натурального потребления лекарственных препаратов почти на 3%: потребители стали покупать более дорогие препараты, которые необходимы в меньших количествах.

В рамках представленного им доклада были проанализированы средние темпы роста аптечных сетей разных категорий (федеральные, мультирегиональные, локальные аптечные ассоциации) в денежном выражении, на основании чего были сделаны следующие выводы:

  • Федеральные сети растут темпами ниже рыночных в отношении как лекарственного ассортимента, так и нелекарственного.
  • Наибольшими темпами роста характеризуются локальные аптечные сети и аптечные ассоциации.
  • Локальные сети показывают наивысшие темпы роста продаж по нелекарственному ассортименту.

При этом в крупных аптечных сетях сокращается доля нелекарственного ассортимента и растет доля ОТС-продукции, мультирегиональные (и локальные) сети наращивают долю ЛП в том числе за счет льготного ассортимента, а локальные сети наращивают долю нелекарственного ассортимента и ОТС-продукции.

Исходя из динамики розничных наценок на основные группы аптечных товаров (ЛС, БАД, косметика) Н. Беспалов заключил, что продажи косметики более чем в 3 раза рентабельнее продажи лекарственных средств и в 2,5 раза рентабельнее продажи БАД. Уровень наценки на косметику и БАД повышается, а на лекарственные средства — снижается (при этом продажи косметики и БАД ограничены потребительским спросом и конкуренцией с неаптечной розницей).

Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева рассказала о тенденциях развития рынка и прогнозах на будущее. Она представила данные DSM Group, согласно которым, по итогам 9 месяцев 2013 года произошел рост рынка в среднем на 12,7% (рост в государственном секторе ГЛС — 9,9%, рост в коммерческом секторе парафармацевтики — 14%, рост в коммерческом секторе ГЛС — 13,6%). При этом коммерческий сегмент составляет, по оценкам, 74% фармрынка России.

Основными факторами роста коммерческого рынка являются прирост за счет изменения структуры (10,3%), инфляционный прирост (3,9%) и прирост за счет упаковки (0,8%). Наибольший вклад в рост рынка вносит изменение структуры в пользу дорогих препаратов (отмечается рост продаж в сегменте 150-500 рублей), в то время как доля «дешевого» сегмента падает в натуральном объеме, но растет в рублях.

Также представлена статистика по присутствию отечественных и иностранных производителей на российском фармацевтическом рынке. Так, по итогам первого полугодия 2013 года на фармрынке России были реализованы 24 185 SKU, из которых 10 060 — импортные препараты, а 14 125 — отечественные, и 12 040 брендов ГЛС, из которых 4 060 — импортные, а 7 980 — отечественные. При этом больше 10 SKU продают лишь 185 (38%) отечественных производителей. Они же реализуют на фармрынке продукцию на 78 млрд. рублей. Для сравнения: оставшиеся 305 отечественных производителей реализуют меньше 10 SKU и составляют 1,1% от объема отечественных лекарств в рублях (продукция на 0,9 млрд. рублей).

Генеральный директор Аптечной сети «Первая помощь» Александр Семенов проанализировал эволюцию торговой марки аптечных сетей от СТМ (собственной торговой марки) к ЕТМ (единой торговой марке), а также отметил особенности продвижения СТМ в аптечном ритейле.

По его словам, развитие подобных проектов целесообразно для крупных игроков розничного фармацевтического рынка (более 100 аптек в сети) и направлено на повышение рентабельности. В подтверждение своих слов А. Семенов привел пример реализации СТМ в «Первой Помощи» и отмет
ил, что за последние 3 года оборот компании вырос на 42%, в том числе благодаря продаже продуктов под собственным брендом (проект развивается с 2011 года).

По его мнению, объединение аптечных сетей в товарищество и выпуск ЕТМ позволит увеличить маржинальную рентабельность с текущих 28% до 75%. Среди основных преимуществ А. Семенов назвал дополнительный доход за счет снижения себестоимости продукции при заказе большой партии товара у производителя и «очищения» его стоимости от маркетинговых бюджетов; повышение лояльности персонала, контроль качества продукции на всех стадиях производства, возможность инновационных разработок и работу с ликвидным ассортиментом.

Одной из главных тем для аптечной розницы остается вопрос о том, насколько целесообразна реализация лекарственных средств в продовольственных и продуктовых сетях и какой это может иметь результат. Свои аргументы приводит Исполнительный директор аптечной сети «Здоровые люди» Татьяна Аполонова. По ее мнению, не следует слепо опираться на лучший зарубежный опыт, не адаптируя его при этом под российскую действительность. В США, например, гипермаркеты являются и медицинскими отделениями, предоставляющими услуги по первичному обследованию здоровья покупателя, в которых работают сотрудники с фармацевтическим образованием. Это не аптечный отдел при гипермаркете, а аптечный гипермаркет.

В России же, по словам спикера, каждый год от самолечения умирают более 60 тысяч человек (58% выбирают самолечение, а не обследование врача, сопряженное с большими временными и финансовыми затратами). В такой ситуации доступность безрецептурных препаратов на полке супермаркета лишь усугубит ситуацию, приучив покупателей к бесконтрольному потреблению лекарств, при этом без оказания должной консультации фармацевтического специалиста, которую пациент всегда может получить в аптеке. Продовольственный магазин не сможет обеспечить продажу рецептурных препаратов, так же как и не будет уверенности в качестве и правильном хранении лекарств.

Исходя из потребностей и предпочтений покупателей, Татьяна Аполонова дает рекомендации о том, как аптеки могут сохранить конкурентные преимущества перед магазином. Нужно правильно выбирать географическое расположение и придерживаться формата дрогери, повышать уровень аптечного сервиса и квалификацию сотрудников (вводить в программу обучения по вопросам реализации концепции ответственного самолечения), обеспечивать конкурентоспособное ценообразование, контролировать качества реализуемых товаров и повышать лояльность покупателей.

Управляющий партнер аптечной сети АСНА (Ассоциация Независимых Аптек) Александр Кондратьев проинформировал о современных подходах к организации взаимодействия участников фармацевтического рынка.

Он представил проект единой коммуникационной системы AlphaOne по подключению региональных аптечных сетей и независимых аптек к системе сервисов АСНА, позволяющей обеспечить высокий уровень интеграции одновременно со всеми участниками фармацевтического рынка: покупателями, дистрибьюторами, производителями, персоналом, регуляторами рынка.

Все аптеки-партнеры сохраняют при этом полную финансовую и административную независимость, получая возможность работы на оригинальном программном обеспечении «АСНА — ТрейдФарма 7.3», сочетающим в себе передовые технологии по формированию потребности аптек, заказ товара через торговую площадку, автозаказ, получение готовых электронных накладных с розничными ценами. Также все аптеки-участники получают доступ к кассовому модулю АСНА, через который осуществляется реализация маркетинговых мероприятий в аптеках, основанная на централизованном категорийном управлении ассортиментом АСНА.

Нелли Игнатьева также затронула актуальный на сегодняшний день вопрос регулирования дистанционной торговли лекарственными средствами — через Интернет и вендинговые аппараты. В России ситуация в сфере обращения лекарственных средств такова, что, несмотря на отсутствие правового статуса, реализация лекарственных препаратов через интернет фактически уже получила свое распространение, но при этом отсутствует контроль за качеством реализуемых средств и легальностью торговых операций. В связи с этим Совместная рабочая группа Минздрава и Экспертного совета при Правительстве по лекарственному обеспечению населения готовит свои предложения по совершенствованию системы онлайн-торговли лекарствами.

Российская ассоц