Как справляться с детской агрессией

Многих родителей беспокоит агрессивное поведение их детей, которое проявляется в недоверии, колкости, сарказме, неуправляемости, злости. Неумение управлять детской агрессией приводит к тому, что у ребенка начинаются проблемы в детском саду или школе. Психолог-консультант Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Московская служба психологической помощи населению» Ольга Валерьевна Мамонова рассказала, как совладать с детской агрессией в игровой форме. Приступы агрессии бывают у детей, когда они испытывают сильный гнев. Раньше считалось, что гнев — плохое чувство, которое нельзя проявлять. Но ругать ребенка за агрессивное поведение не следует, так как это не является конструктивным способом и может привести к усилению гнева. Запрещение малышу проявлять гнев приводит к тому, что он загонит его внутрь и позже выплеснет на кого-то, или у него появятся головные боли, артриты и так далее. Единственное, что могут сделать родители, — научить ребенка справляться с агрессией. Легче всего это сделать при помощи игр. Психологи приводят три направления работы с гневом: работа по выплескиванию гнева (отреагирование); обучение ребенка саморегуляции, профилактика агрессии; распознавание эмоции других людей (так называемая эмпатия).

Игры, помогающие выплеснуть гнев

Самые распространенные способы выплеснуть гнев — взять резиновый молоток и постучать по полу изо всех сил, попинать подушку, скомкать кусок газеты и швырнуть его в угол, нарисовать что-то и порвать рисунок. Очень эффективны игры с водой, так как она обладает успокаивающим свойством. Можно взять шарики или резиновые игрушки, набросать их в ванну с водой и разрешить малышу топить их либо набрать воды в пластиковую бутылку и струей сбивать плавающие в ванной игрушки. С помощью этих игр малыш забывает про свой гнев и отвлекается. Детям постарше предлагают игру в дартс. Существует хороший способ выплескивания гнева — «стаканчик криков». Дайте ребенку стакан и предложите изо всех сил кричать в него. Этот метод работает для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Широко распространен прием рисования обидчика. Если ребенок обиделся на конкретного человека, его можно нарисовать, написать какие-то реплики, а потом порвать рисунок. Также можно вылепить фигурку обидчика, а потом ее сломать.

Игры, направленные на саморегуляцию

Очень важно слушать и слышать ребенка. Когда он демонстрирует признаки агрессии, надо подойти, погладить его и сказать: «Ты сейчас очень злишься. Что случилось?». Необходимо понять, что с ребенком происходит, и если этот контакт будет тонким и живым, то признаков агрессии станет меньше. Психолог Карл Фопель предлагает упражнение «Камушек в ботинке», которое учит и родителей, и детей сотрудничать друг с другом. Ребенка спрашивают, была ли у него когда-нибудь ситуация, что ему в ботинок попадал камушек, узнают, что ребенок чувствовал дискомфорт. Далее интересуются, бывало ли так, что малыш пришел домой, а камушек так и не вынул. Спрашивают, что происходило с его ногой. Ребенок отвечает, что нога не болела, но утром, когда он вновь надевал ботинок, в котором все еще есть камушек, ноге снова становилось больно. В этот момент ребенку предлагают представить, что неприятность — это как камушек в ботинке. Например, он поругался с кем-то в садике, пришел домой и никому про это не рассказал, забыл. А потом вернулся в ту же обстановку, и все возобновилось. Тогда с малышом договариваются, что, если он почувствует что-то неладное, как камушек в ботинке, он об этом расскажет. Получается, что ребенок учится в самом начале отлавливать дискомфорт, который возникает в неприятной ситуации, и это не приводит к агрессии. Есть упражнение «Ласковый зверек», которое применяется, когда ребенок расшалится. Его просят сесть, успокоиться, затем передают ему в руки выдуманного маленького пушистого зверька. Надо рассказать, что зверек совсем крохотный, беззащитный и очень боится, и предложить малышу его успокоить. Таким образом ребенок научится успокаиваться и вести себя менее импульсивно.

Игры, направленные на профилактику агрессии

Есть игры, которые не только не запрещают, но и поощряют злость и агрессию, потому что чем сильнее мы пытаемся разозлиться, тем злость меньше. Например, члены семьи ходят по комнате и говорят только «тох-тибедох». Это слово нужно говорить как можно более сердитым тоном. Ребенок должен подойти к каждому члену семьи и строго сказать «тох-тибедох». В результате упражнения малышу становится весело. Существует игра «Обзывалки». Если брат с сестрой поссорились и ругаются, то им предлагают сесть друг напротив друга и начать обзываться, но для обзывательств нужно использовать слова из конкретной темы, например овощи, фрукты, мебель. Обзывательства необходимо говорить как можно строже. Так детям дается время, чтобы они устали ругаться. В конце они должны сказать друг другу что-то хорошее, например «ты солнышко». Агрессия у детей снижается, и они начинают смеяться. Есть игра «Попроси игрушку». Один член семьи держит игрушку. Ему дается инструкция, что ребенок будет просить игрушку, но отдать ее можно только в том случае, если действительно захочется это сделать. Малышу говорится, что он может попросить игрушку любыми способами, но так, чтобы человек ее отдал. Дети обучаются социально приемлемыми способами просить что-то, таким образом предупреждая негативные реакции в случаях, когда ребенок не сразу получает то, что хочет.

Формирование навыков эмпатии

Есть много игр с использованием «мордочек», фотографий, человечков, изображающих различные эмоции. Сначала ребенку показывается простейшая карточка с эмоцией и спрашивается, какое настроение у человечка. Можно использовать игру для детей с 3 лет, они очень хорошо угадывают базовые эмоции (гнев, радость, грусть). А после включаем в игру других детей. С одним ребенком договариваемся, какую эмоцию он будет изображать, а остальные угадывают, что чувствует ребенок. Это тренирует и способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния другого человека. Можно использовать картинки со смешными человечками, у которых не прорисованы лица. И по позе ребенок должен угадать настроение человечка. Для детей это очень увлекательно. Хороши ролевые проигрывания, когда задается какая-то тема, например зайчик поссорился с медвежонком. Можно давать ребенку разные роли: сначала он в роли зайчика, потом в роли медвежонка. И малыш должен ответить на вопросы: «Почему зайчик поступил так, а медвежонок так?», «Что чувствовал зайчик, когда медвежонок его ударил?», «Что чувствовал медвежонок, когда зайчик его обозвал?». Некоторые мамы пытаются быть железными леди. Они не демонстрируют своих эмоций ребенку. Рыдать перед малышом, конечно, не надо, но если мама разозлилась, то можно сказать: «Я сейчас очень сильно разозлилась на твой поступок. Я очень расстраиваюсь, когда игрушки валяются». И ребенок понимает, что мама не бесчувственная, она может и злиться, и радоваться, поэтому нужно делиться чувствами с ребенком. Тогда и у ребенка будет меньше агрессии по отношению к окружающим, и ему будет легче общаться со сверстниками.