Н. Заваденко: «С детьми не надо сюсюкать»

Рост и развитие ребенка — главные показатели его здоровья. В первые месяцы жизни мозг, психика, интеллект малыша развиваются так интенсивно, как потом никогда в жизни. И от того, насколько гармонично протекают эти процессы, во многом зависит будущее взрослого человека. Об особенностях нервно-психического развития детей наш разговор с заведующим кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктором медицинских наук, профессором Николаем Николаевичем Заваденко.

- Когда начинает формироваться нервная система ребенка?
- Уже на 3-4 неделях внутриутробного развития. У эмбриона из невральной трубки формируются закладки головного и спинного мозга. Внутри невральной трубки начинается формирование нейронов.

- На что нужно обратить внимание во время беременности, можно ли выявить какие-то нарушения в нервно-психическом развитии ребенка на этом этапе? - Здоровье беременной требует особого внимания и должно оцениваться в ходе динамического врачебного наблюдения. Это очень важно, поскольку любые заболевания будущей мамы, как и неблагоприятные внешние воздействия на ее организм, могут неблагоприятно отразиться на внутриутробном развитии плода и его нервной системы.

Разрешающая способность современных методов диагностики (УЗИ, МРТ) позволяет во внутриутробном периоде обнаружить пороки развития центральной нервной системы и других органов у плода. Также проводятся научные исследования совершаемых плодом движений, результаты изучения которых в будущем, как предполагается, войдут в клиническую практику.

- Когда малыш начинает думать, ощущать свое «я»?
- Считается, что зачатки ощущения своего «я» появляются уже к 3 месяцам, но их основное формирование происходит на 2-м году жизни. Они относятся к открывающемся детям осознании того, что их собственные действия вызывают предсказуемые реакции со стороны других людей или оказывают определенные воздействия на предметы. К возрасту 2 лет узнавание самого себя (например, в зеркале) уже хорошо сформировано, выражается в реакциях малыша на свой образ и использовании им слов, относящихся к своему «я».

- Характер ребенка закладывается при рождении, или все зависит от воспитания?
- На формирование характера ребенка влияют как конституционально-генетические факторы, так и внешние условия, в том числе условия и особенности воспитания.

- Можно ли разрешать малышам капризничать?
- Ребенок может и должен выражать свои эмоции, в том числе отрицательные. Задача родителей — найти взаимопонимание, терпеливо и спокойно объяснять, что делать можно, а чего нельзя и почему. Строгость следует проявлять лишь в тех ситуациях, которые потенциально могут привести к неблагоприятным или опасным последствиям для благополучия и здоровья самого ребенка или других людей.

- Надо ли разговаривать с грудничком? Насколько важна речь в развитии ребенка?
- С малышом обязательно нужно разговаривать, причем не «сюсюкать». Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется уже на 4-5 неделях жизни. Сначала ребенок учится пониматься речь, которую слышит от окружающих. К 5-6 месяцам у него появляются ясные и четкие речевые звуки — так называемый «лепет». К 9-10 месяцам он начинает произносить отдельные простые, но осмысленные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Речь — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим миром, она исключительно важна для познавательного развития.

- Какие основные параметры нервно-психического развития? Есть ли общие правила, или каждый ребенок индивидуален?
- Существуют нормативы, относящиеся к различным сферам развития, в частности двигательному, речевому, познавательному, социально-эмоциональному, адаптивному поведению. Для каждого показателя развития или навыка существует возрастной диапазон (устанавливается на основании широких обследований детского населения), на протяжении которого он должен быть достигнут или освоен. Соответственно, при оценке развития учитываются как соответствие возрастным нормативам, так и индивидуальные особенности.

- Что такое расстройство поведения? Это болезнь, ее надо лечить?
- Расстройства поведения — патологические состояния, диагностика и лечение которых осуществляются психоневрологами. Однако здесь не имеются в виду обычные капризы, упрямство или непослушание, которые периодически отмечаются у всех детей.

- В последнее время стало модным раннее развитие (занятия в группах и т. д.). Насколько оправдан такой подход?
- Если с детьми занимаются квалифицированные педагоги — это хорошо. К профессиональной компетенции педагогов относятся, в частности, знания о том, какие задания и нагрузки соответствуют возрасту, возможностям и уровню развития детей. Все то, что предлагается детям на развивающих занятиях, не должно выходить за рамки возрастных возможностей и степени зрелости их центральной нервной системы, сопровождаться чрезмерными нагрузками. Новые интересные занятия познавательного характера стимулируют развитие центральной нервной системы, способствуют формированию у ребенка разноплановых способностей.

- Что делать, если ребенок не хочет спать днем, надо ли его заставлять?
- Если ребенок дошкольного возраста отказывается спать днем, его нужно убедить в том, что в середине дня обязательно нужно отдохнуть, полежать в постели. При этом лучше не заставлять, а объяснить, договориться.

- Режим дня, питание — как это влияет на нервно-психическое развитие?
- Такие особенности как режима дня и питания относятся к существенным факторам, влияющим на развитие центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. Работа ЦНС характеризуется определенными биологическими ритмами (например, бодрствование-сон), нарушения которых влекут за собой сбои в ее функционировании. Одновременно развивающийся мозг нуждается в поступлении в организм достаточного количества различных питательных веществ, которые необходимы для построения компонентов нервной ткани, обеспечения в ней процессов обмена веществ. Эти нутриенты содержатся в грудном молоке.

В случаях, когда грудное вскармливание невозможно, особое внимание следует уделять обеспечению ребенка достаточным количеством всех питательных веществ. В оптимальном соотношении они находятся в составе современных детских смесей. Общероссийское исследование Nutrilife, показало, что после года лишь 20% мам дает их малышам. В то же время они начинают активно переводить детей на «взрослый» стол, который не может обеспечить их всем необходимым. В настоящее время известно, что недостаток необходимых питательных веществ в период с рождения до 3 лет может иметь непоправимые последствия.

- Как часто нужно посещать невролога?
- На первом году жизни — в возрасте 1, 3, 6, 12 месяцев. В дальнейшем — в 15 (по показаниям), 18 месяцев, 2 года.

- Что нужно делать, чтобы ребенок рос здоровым?
- Для укрепления физического здоровья необходимы закаливание, достаточная двигательная активность на свежем воздухе, занятия физкультурой, а также выполнение рекомендаций, которые дают врачи.

Психическое здоровье и полноценное интеллектуальное развитие зависят от физического здоровья, условий воспитания, психологического климата в семье, внимания и усилий, направленных на разностороннее развитие способностей ребенка и прилагаемых родителями, а затем также педагогами дошкольных учреждений и школы.

Но одновременно как физическое, так и интеллектуальное развитие зависят от полноценного питания, поступления с пищей не только достаточного и сбалансированного количества белков, жиров, углеводов, но и витаминов, всего спектра макро- и микроэлементов, необходимых быстро растущему организму.