В. Иванов: «Если благодарить врача, то от души»

Благодарить или не благодарить врачей после удачно проведенной терапии, дело каждого. Что считать взяткой, а что благодарностью, кто благодарит врачей и как часто, об этом МЕД-инфо говорит с координатором общественного движения «Вместе — за достойную медицину», врачом-кардиологом Виталием Александровичем Ивановым.

- Виталий, что подразумевается под благодарностью врачу? И чем она отличается от взятки?
- Сразу разграничим эти два понятия. Благодарность — денежное или иное вознаграждение медработника, не превышающее в сумме 3 тысяч рублей, которое пациент добровольно приносит в дар по окончанию лечения, в отличие от взятки, когда гонорар оглашается врачом перед той или иной медицинской услугой и навязывается пациенту принудительно. Взятка — уголовно наказуемое деяние, тогда как благодарность разрешена законом. Правда, здесь есть свои нюансы. Термин «взятка» по большому счету применим к должностному лицу, коим обычный врач не является, а являются главный врач и заведующий отделением. Существует еще понятие «поборы». Но это юридические тонкости.

- Как часто в нашей стране пациенты благодарят доктора?
- Хороший вопрос. В обществе бытует МИФ о повальных «взятках» медработникам. Причем этот миф активно культивируется в СМИ. Воображение обывателя рисует образ врача-«мздаимца», к которому теснится огромная очередь из платных пациентов и который не успевает вынимать деньги из кармана халата и перекладывать их в ящик стола. Проработав в практической медицине 11 лет, могу сказать, что это далеко не так. Все зависит от профиля медучреждения и экономического уровня региона. Благодарит каждый пятый или каждый десятый, возможно… но никак не каждый первый. (Улыбается.) Это если брать стационар. В случае с первичным звеном — «скорая» или участковая служба — еще реже.

Знаете, недавно мы проводили соцопрос в Интернете. Вопрос был задан следующим образом: «Как Вы относитесь к материальному вознаграждению врача в случае УСПЕШНО проведенного лечения?» Ключевое слово здесь — «успешно». Более половины респондентов высказалось, что категорически против всяких благодарностей, «это их работа». Еще часть опрошенных в принципе допускает благодарность врачу, но только в «особых случаях». И только 10% призналось, что систематически благодарят медиков и считают это «правилом хорошего тона». Обращаю внимание, что в опросе участвовали в основном люди молодого и среднего возраста — активные пользователи Интернета. Если же провести подобный опрос среди пенсионеров, основных потребителей медицинских услуг, то проголосовавших за благодарность врачу было бы еще меньше.

- Как Вы относитесь к тем пациентам, которые не имеют возможности отблагодарить врача?
- Еще раз подчеркиваю, благодарность — дело добровольное и всегда остается на усмотрение пациента. Если со стороны медперсонала присутствует давление, недвусмысленные намеки (как пациенту, так и родственникам) — это уже ближе к взятке. Я вообще считаю, что достойной должна быть зарплата, а все эти благодарности сведены к минимуму. Если доктор достойно зарабатывает, соблазна заглядывать в карман больному будет куда меньше. К сожалению, в современных реалиях, когда зарплата врача в регионах составляет 6-15 тысяч, материальные поощрения со стороны пациентов являются единственной возможностью для врача, чтобы дотянуть до среднего уровня. Подчеркиваю, что в абсолютном большинстве случаев речь идет не о достатке, а об условном среднем уровне по региону.

- У каких специалистов больше благодарных пациентов?
- Хирургического звена. Оперативное вмешательство, как правило, вызывает серьезный стресс, пациенты опасаются за вероятные последствия. Труд хирурга сложнее, чем терапевта — это прописная истина. Редко благодарят врачей вспомогательных служб, которые не имеют прямого контакта с пациентом, еще реже — средних медработников.

- Как вы относитесь к тем, кто занимается вымогательством?
- Разумеется, негативно. К сожалению, это явление — не редкость. Лидируют по «взяткоемкости» крупные федеральные центры хирургического профиля. Там «аппетиты» медиков могут достигать 300 и более тысяч рублей за операцию. При том что пациент имеет квоту от своего региона. Такие вещи, безусловно, кидают тень на все медицинское сообщество.

Я считаю, что, если медработник недоволен зарплатой, он должен бороться за свои трудовые права. С помощью того, что разрешено законом и органично для конкретного специалиста. Чем, собственно, и занимается наше движение. Опускаться до взяток, особенно если человек смертельно болен, — последнее дело.

- Сейчас бытует мнение, что в частных клиниках качество лечения на порядок выше, чем в государственных. Как вы считаете?
- В частных клиниках работают те же специалисты, что и в государственных. Зачастую они совмещают работу здесь и там. Уровень подготовки врачей — одинаковый. Поэтому рассуждения о том, что в платной медицине хорошие врачи, а в бесплатной плохие — миф. Единственное — в частных центрах у доктора есть больше времени, которое он может уделить пациенту. Ну и материальная мотивация, которую никто не отменял.

Где лечиться — выбор каждого. Но выбирая частную клинику, следует помнить, что, как любая коммерческая организация, она ориентирована на получение прибыли. Поэтому если вам навязывают дорогостоящие услуги или поведение персонала вызывает у вас сомнение, лучше проконсультироваться в другом месте.

- Каковы перспективы бесплатной медицины?
- Сразу оговорюсь, бесплатной медицины не существует в принципе. Потому что за все кто-то платит. Во-первых, больницы надо построить. Во-вторых, оснастить их мебелью и оборудованием. В-третьих, платить зарплату медработникам. Как вы понимаете, список может быть продолжен. Мне видится, что медицину в СССР надо было назвать «бюджетной». Тогда всем было бы понятно, откуда берутся деньги. Советские идеологи ошиблись терминологически. Активно культивируя тему «бесплатности» медицины, они сыграли плохую службу и медикам, и пациентам. Как известно, бесплатное высоко не ценится. Отчасти поэтому профессия врача девальвировалась в обществе. Пациенты же относились и продолжают относиться к своему здоровью халатно, ошибочно полагая, что это — забота государства.

Что касается перспектив нынешней бесплатной (или бюджетной, как мы условились) медицины, то спектр ее будет сужаться. Налицо коммерционализация системы. Она происходит медленно, исподволь. Боюсь, мы однажды придем к тому, что бесплатной останется только ургентная (неотложная) помощь. БОльшая часть нашего населения к этому не готова ни морально, ни материально.

- Возвращаясь к теме благодарностей, что бы вы хотели посоветовать нашим читателям: благодарить, не благодарить? Что в качестве благодарности, на ваш взгляд, оптимально?
- Благодарность должна исходить от души, поэтому решать — каждому. Как известно, самые благодарные пациенты — это болеющие медики, поскольку знают систему изнутри, как низко оплачивается в нашей стране труд медицинского работника. Мне же, как представителю общественной организации, которая занимается проблемами здравоохранения, очень хочется, чтобы пациенты по возможности поддерживали медиков в их борьбе за достойную оплату труда. Уверен, если зарплата будет достойной, вопрос о благодарностях вскоре потеряет актуальность.

Фото Ирины Исаевой